На территории Донецкой Народной Республики зафиксированы факты мошенничества, связанные с несанкционированным доступом к банковским картам граждан. Призываем жителей ДНР быть бдительными и не поддаваться на уловки злоумышленников.
Помните о том, что мошенники используют методы психологического воздействия: чтобы наладить контакт, они обращаются к вам по имени и отчеству, часто повторяют их в ходе разговора. Говорят вежливо, спокойно и уверенно. Злоумышленники представляются сотрудниками внушающих доверие организаций: службы безопасности банка, полиции, ФСБ, Центрального банка, Росфинмониторинга и так далее.
В качестве рычага воздействия мошенники нередко используют страх. Они могут сообщить, что кто-то пытается украсть деньги с вашего счёта или сообщают, что ваш близкий человек попал в беду. В таких случаях люди нервничают и теряют способность мыслить рационально. Также злоумышленники могут сообщить, что деньги с вашего счета переводятся украинской армии, и вас могут обвинить в госизмене.
Задача мошенника — не дать вам возможности обдумать ситуацию. Злоумышленники задают короткие вопросы, торопят, не дают сосредоточиться и запрещают советоваться с родственниками или друзьями. Если вы колеблетесь – мошенники переходят к запугиванию, угрожая, что деньги уйдут на другой счёт или попавший в передрягу родственник окажется в тюрьме. Также преступники могут угрожать уголовной ответственностью за разглашение информации, полученной в ходе диалога с ними.
Злоумышленники работают по четким сценариям, предполагающим использование конкретных фраз.
Вот основные:
1. Давайте уточним ваши данные: назовите номер своего паспорта, номер банковской карты.
2. Сколько у вас счетов в нашем банке?
3. Уточните баланс каждого вашего счёта.
4. В каких ещё банках у вас есть счета?
5. Нам надо составить заявку по факту мошеннических действий. Какую заявку будем составлять: обычную или экстренную?
Помните о том, что настоящий сотрудник банка видит в информационной системе все данные клиента, информацию о его счетах и количестве денег, которые на них находятся. Сотрудник одного банка никак не может повлиять на то, что происходит в другом банке. Если банк заподозрил, что с вашим счётом совершаются мошеннические действия, он заблокирует счёт без всякой заявки.
Мошенники под разными предлогами могут потребовать установить на ваш смартфон дополнительные приложения, содержащие вредоносный код, перевести деньги по номеру телефона, подтвердить данные своей карты и сообщить им код из СМС от банка, немедленно перевести деньги на якобы безопасный счёт, который они вам назовут, сообщить номер карты, пин-код или CVV/CVC/CVP код.
Чтобы не стать жертвой преступников, будьте крайне осмотрительны в беседах с незнакомцами по телефону. Помните, неизвестный вам человек может оказаться вовсе не тем, кем он представляется.
Прежде чем выполнять любые указания, полученные по телефону от неизвестных вам людей, позвоните родным и обсудите с ними ситуацию. Если вам звонят от имени вашего родственника или знакомого и просят перевести деньги свяжитесь с ним лично. Даже если он не подходит к телефону — это ещё не повод немедленно переводить деньги. Подождите, пока он перезвонит, или разыщите его через общих знакомых.
Данные о ваших банковских счетах, номер карты, пин-код или CVV/CVC/CVP код, код из СМС и любые другие сведения для совершения банковского перевода нельзя сообщать никому.
Ни банки, ни полиция, ни другие организации не решают вопросы по телефону, особенно в срочном порядке. Даже если вам угрожают уголовной ответственностью за отказ сотрудничать — знайте, что телефонные угрозы не имеют юридической силы.
Если вам поступил подозрительный звонок, положите трубку и сами перезвоните в организацию, от имени которой к вам обратились.