В четверг, 19 ноября, Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин провел расширенное селекторное совещание с руководителями министерств, отраслевых предприятий по вопросам развития промышленности. Об этом сообщает корреспондент Официального сайта Республики.
Денис Пушилин: Здравствуйте, коллеги! Сегодняшнее совещание посвящено вопросам восстановления промышленности – как первоочередным, так и долгосрочным задачам. Это особенно важно, поскольку непосредственно сопряжено с вектором развития Республики.
На повестке дня вопросы совершенствования законодательной базы, повышения уровня реализации отечественной продукции на внутреннем рынке и развитие экспортного потенциала, перепрофилирования производства, подготовки квалифицированных кадров, а также актуальные проблемы предприятий.
На совещании присутствуют руководители профильных министерств и представители промышленных отраслевых предприятий. Работу начнем с доклада министра промышленности и торговли Рущака Владимира Михайловича. Прошу, Владимир Михайлович!
Министр промышленности и торговли Владимир Рущак: Добрый день, Денис Владимирович, коллеги! На сегодняшний день ввиду объективных политических и внешнеэкономических тенденций наблюдается спад производства по такой основной отрасли промышленности, которая формирует базовые показатели нашей экономики, как металлургическая отрасль, также наблюдается снижение в машиностроении. На это влияют факторы экономической блокады, разрыв исторических и экономических связей.
Но есть ряд отраслей промышленности, где в 2020 году по данным за первое полугодие наблюдается положительная динамика роста объемов производства. Это, в первую очередь, предприятия легкой, химической и фармацевтической промышленности, а также предприятия, которые занимаются изготовлением строительных материалов.
Одним из основных негативных факторов, который влияет на общую ситуацию в развитии промышленности и ее основные показатели, является отрицательное внешнеторговое сальдо. На сегодняшний день объем импортной продукции промышленного назначения, поступающей на территорию Донецкой Народной Республики, в разы превышает объем экспорта. Притом что наши основные предприятия, которые «заточены» на производство продукции с высокой добавочной стоимостью, загружены до 30 %.
Для стабилизации ситуации в промышленности и обеспечения роста основных показателей Министерством промышленности и торговли разработан ряд мероприятий по программе загрузки предприятий, которые были включены в республиканскую программу (Программа восстановления и развития ДНР – прим. ред.), это порядка 12 мероприятий. Их основное направление – локализация производства, то есть программа импортозамещения, которая под собой предусматривает обеспечение потребностей Республики продукцией промышленного назначения только за счет производства этих товаров на территории Донецкой Народной Республики.
Вторая составляющая – развитие экспортного потенциала, то есть восстановление наработанных десятилетиями исторических торгово-экономических связей. В первую очередь, с нашим главным торгово-экономическим партнером – Российской Федерацией, а также странами Евразийского экономического союза.
При всем том негативе, который имеет ряд объективных причин, в том числе и пандемия, которая отрицательно сказалась в целом на мировой экономике, в промышленности тем не менее есть положительные примеры. Одним из таких примеров является локализация производства средств индивидуальной защиты и дезинфицирующих средств на территории Донецкой Народной Республики. Так, при первой волне пандемии Минпромторг обеспечил перепрофилирование порядка 15 предприятий легкой промышленности под производство средств индивидуальной защиты. Данное мероприятие по локализации обеспечило увеличение загрузки предприятий легкой промышленности от 47 до 59 %. Это прирост 12,5 % за пять месяцев. Рост объемов производства по предприятиям легкой промышленности с 50 млн рублей увеличился до 96 млн рублей. Прирост составил 91,5 %.
Были образованы новые рабочие места. Количество работников на предприятиях с 270 человек увеличилось до 310 человек, прирост 11 %. Рост среднемесячной зарплаты увеличился с семи до девяти тысяч рублей.
Один из самых главных факторов – увеличение отчислений в бюджет Республики. Рост составил порядка 60 %.
Также примером локализации производства является участие предприятий промышленности Донецкой Народной Республики в программе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства по капитальным восстановительным работам лифтового хозяйства. В этом году было начало этого проекта, до 31 декабря 2020 года запланировано восстановление порядка 197 лифтов. В этой программе приняло участие 10 предприятий, которые обеспечили освоение и выпуск 68 наименований продукции машиностроительного и металлургического назначения, которая ранее завозилась из других стран. То есть программа импортозамещения тоже здесь сработала.
Финансовый объем заказов по восстановлению 197 единиц лифтового хозяйства – порядка 20 млн рублей.
Также одним из ярких примеров развития и восстановления является пример государственного предприятия «Юзовский металлургический завод». С мая месяца, после ротации менеджмента данного предприятия, наблюдается положительная тенденция в росте производства. По состоянию на 1 мая предприятие находилось в техническом простое. По состоянию на сегодняшний день произведен запуск вспомогательного и основного производства, что обеспечивает объем производства квадратной заготовки, ее реализации, стабильную выплату заработной платы, а также погашение задолженности по заработной плате, которая была наработана предыдущим менеджментом.
Это основные локальные мероприятия на сегодняшний день, которые за пять месяцев были реализованы.
Также хотел бы отметить ввод в эксплуатацию первого опытного образца трамвайного вагона «Татра-3». Данный вагон был освоен на ГП «Донецкий электротехнический завод». На сегодняшний день первый опытный образец, принятый государственной комиссией, на трамвайном маршруте № 1 города Донецка прошел порядка 9 000 километров. Каких-либо проблемных вопросов нет. Минпромторгом разработана программа и поддержана Владимиром Игоревичем Пашковым (заместитель Председателя Правительства ДНР – прим. ред.) по поводу организации серийных работ по капитальному восстановлению подвижного состава трамвайно-троллейбусного парка Донецкой Народной Республики.
Также согласно Вашему поручению Минпромторг до конца 2020 года проработает программу восстановления автобусного парка ДНР. В программе восстановления трамвайно-троллейбусного парка будет задействовано 12 предприятий. При этом основные изделия, которые используются для восстановления, – это порядка 435 наименований. На сегодняшний день Минпромторгом проведена работа по локализации производства 68 % изделий и комплектующих, которые ранее импортировались на территорию Донецкой Народной Республики.
По программе, которую мы Вам дополнительно предоставим, в 2021 году планируется восстановление четырех трамваев, в 2022-м – десяти единиц, в 2023 году – шести единиц. Параллельно будут вестись работы по восстановлению троллейбусного парка.
У нас несколько дней назад состоялось выездное совещание, в котором приняли участие руководители Государственного комитета по науке и технологиям. Мы очень плотно работаем по освоению новых образцов продукции. Один из вариантов развития событий по пилотному проекту модернизации троллейбусного парка – на базе троллейбусного депо города Макеевки.
Задачи Вами поставлены. Повторюсь, в республиканскую программу вошло 12 мероприятий, которые мы будем стараться реализовать.
Денис Пушилин: Спасибо, Владимир Михайлович! Абсолютно точно понятно, что наш промышленный потенциал еще далеко не раскрыт. Я очень рассчитываю на Министерство, уверен, что Вы можете больше. И, конечно же, мы возлагаем большие надежды на руководство наших предприятий.
Мы еще остановимся на некоторых вопросах подробнее в ходе общения с руководством предприятий. Хочу еще раз подчеркнуть, что вопрос повышения уровня промышленного самообеспечения стоит очень остро. Работа по освоению новых видов продукции на промышленных предприятиях должна быть усилена. Нам нужны новые рабочие места и полноценная загрузка производственных мощностей промышленного комплекса.
Считаю целесообразным дать поручение Правительству: в срок до 1 декабря предоставить заключение с расстановкой приоритетов по вопросу реализации в 2021 году отраслевых программ, предложенных Министерством промышленности и торговли ДНР.
Проблемным на сегодняшний день остается вопрос кредитования. Об этом мы общаемся с руководителями предприятий, и по этому поводу хочу заслушать Председателя Центрального республиканского банка Петренко Андрея Владимировича.
Председатель Центрального республиканского банка Андрей Петренко: Добрый день, коллеги! На сегодняшний день мы активно принимаем участие в разработке программы развития территории. Очень тесно работали с Министерством экономического развития, Министерством промышленности и торговли при выработке общих подходов, объемов кредитования и возможностей.
На сегодня у нас идет совместно с Министерством промышленности и торговли отработка первого проекта по Харцызскому машиностроительному заводу, который на сегодняшний день по новой процедуре готовит документы. Идет анализ предприятия, готовится заключение. В ближайшие дни мы должны получить соответствующее заключение и приступим к кредитному анализу данного предприятия. И в течение двух недель выдадим заключение.
В дальнейшем эта схема может несколько трансформироваться при общем построении крупного кредитования. Но основной принцип сейчас обкатывается совместно с Министерством промышленности и торговли.
Денис Пушилин: Андрей Владимирович, я хотел бы, чтобы Вы еще раз коснулись вопроса соответствия условиям и востребованности. Потому что далеко не все предприятия смогут потянуть ту процентную ставку, которая предлагается, выдержать период между тем, когда кредит понадобился и когда его реально получают.
По ХМЗ мы все это видим. Мы эту ситуацию активно начали обсуждать минимум восемь месяцев назад, сейчас уже ноябрь, к декабрю мы очень рассчитываем, что этот кредит будет получен. По сути, у нас есть упущенный период. Объективно. То есть за этот период предприятие могло бы вернуть часть кредита, были бы созданы рабочие места и мы могли бы обратить внимание на другие направления.
Здесь я хотел бы еще раз обратиться к Вам, Андрей Владимирович, чтобы был более взвешенный подход с минимизацией бюрократии. С учетом необходимого соблюдения тех или иных условий. Мы не можем рисковать банковской устойчивостью, но тем не менее баланс должен быть соизмерим. Обратите на это внимание.
Андрей Петренко: У нас действительно есть нюансы: риски, стоимость ресурсов. Что касается предприятий промышленности, у нас отдельная программа по кредитованию крупных предприятий. Она прорабатывалась, схема отработки данных проектов готова и будет занимать кратчайшее время – то, что она будет оперативно отрабатываться, я беру себе как обязательство.
Что касается малого бизнеса и небольших предприятий. На сегодняшний день готовится к запуску программа массового микрокредитования – до 5 млн рублей. Это для того, чтобы уйти от больших государственных программ предприятиям в тех секторах, которые Министерство промышленности и торговли и Министерство экономического развития сочтут наиболее оперативными. Там будут максимально льготные условия.
Денис Пушилин: Спасибо, Андрей Владимирович!
Уважаемые коллеги, для обеспечения стабильного развития промышленности нужна сильная законодательная база, которая позволит урегулировать вопросы реализации государственной политики в промышленном секторе, а также создаст условия для привлечения инвесторов и развития предпринимательства. Для нас абсолютно очевидно, что путь, по которому, казалось бы, проще всего пойти со стороны государства: увеличить собираемость налогов, повысить налоги, какие-то еще ставки повысить, пошлины и прочее, – это путь в никуда. Потому что наши предприниматели сейчас находятся не в тех условиях, в которых они смогут выдержать такую нагрузку.
Сейчас нам нужно делать акцент на расширение налогооблагаемой базы, то есть увеличение количества субъектов предпринимательской деятельности, содействие в этом плане. Для этого должны быть понятные и простые, прозрачные условия для привлечения инвестиций. Чтобы появлялись желающие вести бизнес, хозяйственную деятельность на территории Республики.
В связи с этим заслушаем министра экономического развития Алексея Владимировича Половяна. Прошу.
Министр экономического развития Алексей Половян: Добрый день, Денис Владимирович! Если позволите, я начну с базового вопроса, который касается в целом системы планирования в Республике – это законопроект «О системе стратегического планирования». Анализ проекта закона о стратегическом планировании, который был принят в первом чтении в 2015 году, показал, что данный нормативный правовой акт не соответствует текущим реалиям Донецкой Народной Республики. Особенно в связи с необходимостью перехода на бюджетно-целевое планирование. Поэтому речь должна идти не просто о его доработке, а разработке совершенно нового проекта закона, основанного на новой концепции.
Для этого в министерстве была создана межведомственная рабочая группа, в которую наряду со специалистами министерства вошли представители Государственного комитета по науке и технологиям и Института экономических исследований. В рамках деятельности данной рабочей группы были проведены заседания, в том числе с представителями Аппарата Правительства, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Министерства финансов.
В настоящее время проект закона подготовлен и после получения положительного результата редакционной экспертизы будет направлен в Аппарат Правительства для дальнейшего его внесения на рассмотрение в Народный Совет.
Не менее важный проект – проект закона «Об инвестиционной деятельности». В первом квартале 2020 года благодаря Донецкому международному инвестиционному форуму, который проходил в Донецкой Народной Республике в 2019 году, Министерством разработан проект закона. После предоставления замечаний и предложений государственных органов совместно с Аппаратом Правительства проект был доработан и 17 июля 2020 года Правительством внесен на рассмотрение в Народный Совет.
3 сентября 2020 года на заседании Комитета Народного Совета по бюджету, финансам и экономической политике состоялось рассмотрение замечаний и предложений Аппарата Народного Совета, Генеральной прокуратуры, Центрального республиканского банка. В настоящее время по результатам обсуждения Комитетом уточняются отдельные нормы законопроекта относительно реализации механизма предоставления льгот.
Учитывая высокую важность создания благоприятного инвестиционного климата для экономического развития, я хочу попросить Вас, Денис Владимирович, оказать содействие в ускорении принятия этого нормативного правового акта.
Денис Пушилин: Спасибо, Алексей Владимирович! Абсолютно точно сейчас видно, что у нас многие процессы слишком растянуты во времени. Вот, в частности, такие необходимые законопроекты теряются в кабинетах в процессе обсуждения. Конечно, нам здесь тоже нужно выдерживать определенный баланс, потому что «клепать» законы, выносить непроработанные проекты – это крайность. Но и слишком затягивать, когда теряется актуальность, – это тоже не выход.
Действительно нужно ускориться. Со своей стороны я окажу содействие, чтобы эти два законопроекта как можно быстрее были рассмотрены в Народном Совете. От Вас нужен контроль: бюрократия, увы, у нас порой чрезмерна в определенных местах. Дальше просто процесс затягивать нельзя. В той ситуации, которая в целом сейчас развивается, связанной и с ковидом, и с прочим, мы должны использовать любые возможности для развития и привлечения инвестиций.
Далее. Защита отечественного производителя и развитие предпринимательства – безусловно, наши приоритетные задачи. В Правительство направлен проект закона «О развитии малого и среднего бизнеса», разработанный Министерством экономического развития. Алексей Владимирович, кратко изложите основные положения.
Алексей Половян: Данный проект закона устанавливает базовые правила для субъектов малого бизнеса, определяет, в первую очередь, категории, кто к ним может относиться, поскольку в настоящее время у нас это нигде не закреплено. Даже сейчас, обсуждая проблемы, связанные с кредитованием, первый вопрос состоит в том, кто же вообще относится к малому бизнесу. Данный правовой акт как раз и позволяет данные нормы закрепить.
Кроме того, он закрепляет определенные условия, которые связаны с государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, те обязательства, которые берет на себя государство для максимального содействия развитию предпринимательства. И в целом формирует нормативно-правовую базу, позволяющую нашему бизнесу развиваться, и делать уже дальнейшие подзаконные акты, которые направлены на его поддержку.
Денис Пушилин: Нам нужно упрощать работу для малого и среднего бизнеса, для бизнеса в целом. Что касается малого бизнеса, это именно та основа, которая позволяет существовать любому государству. Я считаю, что наше внимание здесь, на данном этапе, недостаточное. Мы не все усилия направляем, чтобы упростить возможность людям самим зарабатывать деньги, создавать рабочие места.
Вопрос к Министерству доходов и сборов. Максим Юрьевич, знаю, что на финальной стадии работа по проекту закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей». Когда, наконец, он будет зарегистрирован и каким образом упростит жизнь предпринимателям?
Заместитель министра доходов и сборов Максим Савенко: Добрый день, Денис Владимирович! На самом деле работа над законопроектом идет уже последние, наверное, два года. На сегодняшний момент есть финальная редакция этого проекта, находится он уже в Народном Совете. На сегодняшний момент мы как ведомство, которое непосредственно занимается регистрацией именно юридических лиц и физических лиц, с нетерпением ждем принятия этого закона.
Ввиду того что на сегодняшний момент регистрация предприятий происходит по закону, который нам достался в наследство еще от Украины, основной проблемой является то, что положения украинского закона не сходятся с положениями Гражданского кодекса, который был принят 1 июля.
В законопроекте максимально упрощена процедура регистрации как физических, так и юридических лиц. Поэтому я желаю скорейшего принятия этого закона – думаю, что он облегчит работу и нам, и предприятиям непосредственно. Он же упростит не только саму регистрацию предприятий, но еще и возникающие в процессе деятельности этих предприятий какие-либо изменения, начиная от изменения вида деятельности, изменения учредителей и так далее.
Денис Пушилин: Звучит даже странно – два года мы не можем принять этот закон. Неправильно. Кто мешает? Сами себе, получается, мешаем. Мешаем бизнесу в нынешних условиях развиваться. Нужно всем чиновникам пересмотреть свое отношение.
Для бизнеса абсолютно точно нужно создавать комфортные условия в кратчайшие сроки. Значит, поручение Правительству, Народному Совету, профильным министерствам: ускорить сроки принятия вышеперечисленных нормативных правовых актов. Это касается и внесения изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности».
Нужно просто по-человечески относиться и себя ставить на место тех предпринимателей, которые сейчас, по сути, совершают подвиги, чтобы работать в нынешних условиях. Давайте здесь все кардинально менять!
Теперь детально поговорим о конкретных проблемах отраслевых предприятий. Начнем с легкой промышленности. На связи у нас председатель Координационного совета руководителей предприятий легкой промышленности, директор ООО «Спецодежда и униформа» Иванова Лариса Валерьевна. Лариса Валерьевна, с какими проблемами сталкиваетесь? Расскажите, пожалуйста!
Председатель Координационного совета руководителей предприятий легкой промышленности Лариса Иванова: Добрый день! Проблем, конечно, много. Но из хорошего – это то, что легкая промышленность в условиях пандемии показала рост. На 15 % выросла загрузка производственных предприятий, производственных мощностей. До этого, по состоянию на 2019 год, почти на 40 % общая загрузка производственных мощностей была.
В условиях первой волны пандемии получилась такая ситуация, что завезти было невозможно ничего, и пришлось собственными силами мобилизоваться, очень быстро перепрофилироваться и наладить выпуск (средств индивидуальной защиты – прим. ред.).
Я считаю, мы прекрасно выполнили эту задачу. Ну и рост, собственно. Только по загрузке на 15 %. По реализации был рост на 66 %, а по объемам производства практически на 70 %. Это очень показательный результат, что дает нам основания поверить в себя и сказать: если бы у нас были стабильные заказы от государства, мы смогли бы увеличить этот рост еще намного.
Под стабильными заказами государства я имею в виду, что в законодательном порядке должна быть предоставлена преференция местным производственным предприятиям перед предприятиями, которые поставляют готовую продукцию из Российской Федерации. То есть вот возникла у нас такая проблема, негде было взять, мы объединились, мобилизовались и дали очень хороший результат. Если бы в дальнейшем законодательно это было утверждено в закупках за бюджетные средства, если бы была какая-то предоплата, нам, скорее всего, не нужны были бы ни инвестиции, ни какие-то дополнительные программы. Мы бы делали и модернизацию собственными силами, и рост производства был бы очень хорошим. Хочу напомнить, что Китай, Турция – они вышли из своего застойного периода, из локдауна, именно на легкой промышленности. Это был хороший выход: теперь мы видим, где эти предприятия, на каком они уровне.
Вторая основная у нас проблема – это кадры. Мало кадров, растеряли их многие, и сейчас выход я вижу в том, чтобы их готовить экстренно у нас на производственных предприятиях. На тех, которые могут себе это позволить, у кого есть хорошее обучение, производственные мощности.
Мы можем, допустим, за три месяца взрослого человека переподготовить на нашу специальность. Почему я так говорю уверенно? Потому что очень многие хотят работать, но мы не можем их взять без соответствующего документа, без образования. Отправляем их в учебное заведение, где им отвечают: «Три года, пожалуйста, и мы вас выпустим». Взрослый человек, например, 40 лет, мать троих детей. Она не может себе позволить три года обучаться. Она бы у нас отучилась и с удовольствием работала на наших предприятиях – но мы не можем ее взять и обучить, у нас нет лицензии. Вот, собственно, второй проблемный момент.
Третий проблемный момент – это то, что у нас нет местной сырьевой базы: от нитки до иголки, до любого куска ткани, скажем так, это все ввозное. Поэтому, чтобы нам держать цены, чтобы где-то их и опустить, мы должны подумать об обнулении ввозной пошлины на ввозимое сырье. Может быть, не только для нас. Это будет очень хорошим подспорьем. А поскольку мы обшиваем и государственные предприятия, которые делают закупки за бюджетные средства, то, получается, все остается в одном месте. Этот момент нужно бы продумать, было бы очень хорошо.
Импортозамещение – это прекрасный выход на сегодняшний момент. В создавшейся ситуации мы очень многое можем сделать здесь и сейчас – у нас, на наших производственных предприятиях. Мы занимаем всего 9 % от общего объема местного производства. Хотелось бы намного больше, и мы можем это сделать! Но дайте нам какую-то государственную поддержку, преференцию, чтобы мы могли это сделать.
Да, возможно, мы действительно долго шьем, как многие говорят. Это время. А так закупили, завезли – и всё! Но при одной и той же цене (мы совместно с Министерством промышленности и торговли делали развернутое исследование), в девять раз эффективнее это делать здесь, на местах. Так мы даем рабочие места, мы платим налоги, платят налоги наши работники, мы пользуемся здесь водой, газом, то есть всеми сопутствующими материалами и услугами. Мы готовы и даем абсолютную гарантию, что это будет эффективно. Думаю, что я все сказала.
Денис Пушилин: Спасибо, Лариса Валерьевна!
Владимир Михайлович, чем мы можем помочь по этим направлениям? И что уже в планах?
Владимир Рущак: На сегодняшний день Минпромторгом разработана комплексная программа развития – комплекс мероприятий по развитию легкой промышленности на 2021–2023 годы. Эта программа была совместно разработана с нашими основными участниками, с руководителями предприятий легкой промышленности. И данная программа предусматривает подготовку ряда нормативных правовых актов.
Мы велосипед не изобретали, взяв за основу пример Российской Федерации, где действуют два постановления правительства – №№ 616 и 617, которые запрещают закупку за бюджетные и муниципальные средства продукции иностранного производства. Мы сейчас в стадии завершения разработки проекта нормативного правового акта, это, скорее всего, будет постановление Правительства о запрете закупки продукции легкой промышленности за бюджетные средства при наличии собственного производства на нашей территории.
Также данная программа, комплекс мероприятий, который мы разработали, предусматривает на 2021 год освобождение от налогов, за исключением оплаты ЕСВ (единый социальный взнос – прим. ред.), предприятий, которые будут участвовать в этой программе.
Также хотел бы обратиться к Алексею Владимировичу Половяну. Меня удивляет тот факт, что на электронной площадке Министерства экономического развития торги объявлены по закупке средств индивидуальной защиты – масок – по цене 3,5 рубля. Это ниже себестоимости даже в Российской Федерации. По всей видимости, будет завоз. Наши производители не смогут выпускать данную продукцию по этой цене с учетом того, что сырье завозят из Российской Федерации и наши коллеги из России обеспечили завоз сырья для изготовления средств защиты как стратегическое сырье, которое закреплено квотами. Но стоимость маски 3,5 рубля – это Китай, который продает данную продукцию не поштучно, а по весу. То, что заходит как импорт, – не факт, что эта продукция изготавливается на территории Российской Федерации российскими предприятиями.
Также у нас небольшая проблема. Коллеги, представители предприятий легкой промышленности, меня поддержат в том, что у нас большое количество некачественной продукции легкой промышленности завозится на территорию. У нас на сегодняшний день полностью нивелирована составляющая контроля качества импортной продукции. Он у нас на законодательном уровне априори отсутствует. К большому сожалению, я эту тему не раз поднимал, но мы единственный субъект на постсоветском пространстве, на территории Евразийского континента, в котором отсутствует регуляторный нормативный правовой акт по контролю качества продукции.
При этом наши легковики могут свободно обеспечить потребность продукции легкой промышленности в постельном белье. Мы должны принимать ряд ограничительных мер.
Вот те мероприятия, которые нами разработаны, включая господдержку в виде льгот при оплате таможенных пошлин на ввоз сырья, обнуление налогов и в принципе усиление контроля качества, принятие нормативных правовых актов, которые обеспечат контроль качества ввозимой продукции.
Денис Пушилин: Владимир Михайлович, по НПА сроки понятны?
Владимир Рущак: Денис Владимирович, до 1 декабря запустим на согласование, тем более мы по этому направлению очень плотно работаем с Алексеем Владимировичем, с Министерством экономического развития.
Денис Пушилин: Поручение Правительству: до 15 декабря рассмотреть вопрос о предоставлении преференций предприятиям легкой промышленности в закупках за бюджетные средства на продукцию, аналоги которой импортируются.
Дальше, по поводу переобучения кадров. Мы опять возвращаемся к проблеме, что на предприятиях гораздо быстрее обучить и переобучить и что действительно не хватает лицензий. Что мы с этим будем делать, Владимир Михайлович?
Владимир Рущак: Денис Владимирович, мы системно подошли к этой проблеме. Завтра на площадке Минпромторга проводим финальное совещание, и на 2021 год у нас будет системный, комплексный подход по подключению специалистов для решения проблемы дефицита профессий на территории Донецкой Народной Республики.
Мы настраиваем системную работу, это касается и легкой промышленности, и машиностроения, и металлургии. За основу взяты производственные мощности наших предприятий. Будет выдача лицензий Министерством образования и науки, государственная пошлина – то есть стоимость лицензирования – не более 5 000 рублей. И прохождение производственной практики на наших предприятиях. У нас буквально на следующей неделе уже будет виден системный комплексный подход, и я Вам отдельно доложу о решении данного вопроса.
Денис Пушилин: Владимир Михайлович, учтите тот момент, о котором говорила Лариса Валерьевна. Взрослый человек, который хотел бы работать на предприятии, понимает, что за три месяца переучиться на самом предприятии позволительно для него, а учиться три года – нереально. Потому что в этот период ему нужно семью кормить и жить на что-то.
Соответственно, производственное переобучение, если лицензия позволяет, – один вариант. Если не позволяет, давайте подумаем в этом направлении, потому что не только легкая промышленность страдает, а и другие предприятия, где требуются кадры по ряду направлений. Посмотрите комплексно: насколько это будет приемлемо для наших граждан и как это будет востребовано предприятиями.
Владимир Рущак: Мы приглашаем завтра на совещание Ларису Валерьевну. И с министром образования и науки в сжатые сроки этот вопрос решим.
Денис Пушилин: И о проблеме с сырьем говорила Лариса Валерьевна. Идеально, чтобы у нас сырье свое появлялось, и в этом направлении надо работать. Нужно искать возможности. По поводу ввозных пошлин – давайте посмотрим, какие есть преграды, которые мы можем убрать, чтобы сделать нашу продукцию конкурентоспособной. Владимир Михайлович, конкретно по ввозным пошлинам на сырье для легкой промышленности, что можно упростить? Проработайте вопрос с Министерством доходов и сборов.
Максим Юрьевич, обратите на это внимание, тоже возьмите на контроль этот вопрос, и я Вас жду на следующем совещании с Правительством. Жду предложений именно по этому направлению. Давайте точечно. Я знаю: разрабатываются программы в целом, но прежде чем мы дойдем до всеобъемлющих шагов, давайте точечно закрывать отдельные моменты.
Максим Юрьевич, может быть, у Вас есть уже что сказать по пересмотру ввозных и вывозных таможенных пошлин?
Максим Савенко: Мы регулярно пересматриваем и получаем различные предложения от министерств, быстро обрабатываем и отдаем Правительству. На сегодняшний момент от Министерства промышленности и торговли по легкой промышленности пока предложений не заходило. Как только зайдут, мы быстро обработаем и подготовим во вторник Вам заключение.
Денис Пушилин: Добро! Тогда мы обсудим на совещании с Правительством этот вопрос.
Давайте дальше. Для развития экспортного потенциала многих предприятий остро стоит вопрос подтверждения качества. О том, как решается сегодня эта проблема, расскажет исполняющий обязанности генерального директора ГП «Донецкстандартметрология» Клименко Елена Алексеевна. Прошу, Вам слово!
И. о. генерального директора государственного предприятия «Донецкстандартметрология» Елена Клименко: Добрый день, уважаемый Денис Владимирович! Добрый день, уважаемые коллеги! Государственным предприятием «Донецкстандартметрология» начиная с 2017 года проводится большая работа в этом направлении. В 2017 году создан и аккредитован центр на соответствие требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, в который вошли ведущие научно-исследовательские центры Донецкой Народной Республики. На сегодняшний день по сертификации проводятся процедуры внесения данных на сертификацию в реестр. Я думаю, что в ближайшее время мы отчитаемся о выполнении.
Это нужно для наших производителей при экспорте продукции на территорию Российской Федерации, Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. Производители могут проводить испытания продукции, проходить подтверждение о соответствии нормам качества продукции на территории Донецкой Народной Республики. Для этого не нужно будет вывозить образец для испытания в Российскую Федерацию.
Так, предприятием заключен договор с федеральным бюджетным учреждением «Стандартинформ» города Москвы на приобретение и распространение официальной копии стандартов Российской Федерации. Уже большая часть предприятий Донецкой Народной Республики перепрофилировали свои предприятия и производства и перешли на российские стандарты. Наше предприятие «Донецкстандартметрология» делает все возможное для интегрирования наших производителей в пространство Таможенного союза. Проблемных вопросов особо нет, единственное – мы ждем, когда закончится процедура внесения.
Денис Пушилин: Спасибо, Елена Алексеевна!