В понедельник, 25 января, под председательством Главы Донецкой Народной Республики Дениса Пушилина состоялось селекторное совещание по вопросам развития сферы образования и науки. В мероприятии приняли участие министр образования и науки Михаил Кушаков, представители профильного министерства, ректоры образовательных организаций высшего профессионального образования, сообщает пресс-служба Администрации Главы.
Денис Пушилин: Сегодня мы обсудим вопросы получения вузами Республики аккредитации в Российской Федерации, целевого обучения студентов, усиления интеграционных процессов в научной и образовательной сфере, а также организации и проведения Единого государственного экзамена на территории Донецкой Народной Республики.
Прежде чем мы перейдем к первому вопросу повестки дня, хочу подчеркнуть, что при организации вступительной кампании в учреждения высшего профессионального образования необходимо активизировать работу по разрешению противоречий между востребованными среди абитуриентов специальностями и потребностями рынка труда. Эта работа ведется давно, но в этом году мы должны увидеть конкретный результат.
Нам необходимы врачи и учителя, инженеры, строители, специалисты агропромышленного комплекса, квалифицированные кадры для промышленности, в том числе для машиностроения и металлургии. И если в медицину, педагогику молодежь идет и есть спрос среди абитуриентов на строительные специальности, то желающих работать в сельском хозяйстве мало. Считаю, вопрос целевого обучения стоит достаточно остро.
Хотелось бы услышать Ваше мнение, Михаил Николаевич, а также предложения и варианты решения этих вопросов.
Министр образования и науки Михаил Кушаков: Здравствуйте, уважаемый Денис Владимирович! Мы работаем над проблемами, которые Вы озвучили. Работаем совместно с ведомствами, которые отвечают за развитие данных отраслей, – это Министерство агропромышленной политики, Министерство промышленности и торговли Республики. Конечно, мы сделаем упор в этом году на целевое обучение. Думаю, что общими усилиями мы сможем выровнять данную ситуацию и сделать все для того, чтобы обеспечить нашу Республику столь необходимыми кадрами для развития названных Вами направлений экономики.
Хотел бы сказать несколько слов о системе высшего образования нашей Республики на современном этапе и тех вопросах, которые мы в настоящее время решаем совместно с коллегами.
Если говорить о высшем профессиональном образовании в Донецкой Народной Республике, то сегодня оно играет стратегически важную роль. Основной целью является подготовка конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов и ответственных граждан, способных удовлетворить социальные потребности во всех сферах народного хозяйства, работать в новых условиях и отвечать задачам культурного, социального и экономического развития Донецкой Народной Республики, укреплять общественные ценности, которые составляют основу демократического общества, успешно заниматься инновационной, производственной и научной деятельностью.
На сегодняшний день на территории Донецкой Народной Республики осуществляют образовательную деятельность 16 образовательных организаций высшего профессионального образования. Из них 15 – государственной формы собственности, один вуз – частной формы собственности.
Общий контингент студентов на начало 2020/21 учебного года составляет 52 365 человек. В разрезе по формам обучения: на очной форме у нас учатся почти 30 000 человек, заочная форма – 22 703 человека, очно-заочная форма – 307 человек и экстернат – 68 человек.
Контингент студентов в разрезе образовательных программ: на бакалавриате учатся 32 тысячи (порядка 61 %), специалитет – почти 12 тысяч человек и магистратура – более восьми тысяч.
За счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета сегодня обучаются 32 145 человек (61,4 %), за счет средств физических или юридических лиц обучаются больше 20 тысяч человек (порядка 39 %).
По итогам вступительной кампании 2020 года, которая в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции и действия режима повышенной готовности проходила в основном в дистанционном режиме, в вузы Республики поступили 15 440 человек, из них 7 939 студентов обучаются за счет бюджетных ассигнований. На две тысячи человек по сравнению с предыдущим учебным годом увеличилось количество обучающихся за счет средств физических и юридических лиц – их общее число составило 7 501 человек.
Общее количество сотрудников образовательных организаций высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную и научную деятельность, составляет 9 824 человека.
На протяжении 2020 года продолжали осуществляться мероприятия по интеграции системы высшего образования в научное образовательное пространство Российской Федерации. По состоянию на 2020 год в Российской Федерации успешно прошли аккредитацию четыре образовательные организации высшего профессионального образования по 103 направлениям подготовки (в 30 укрупненных группах).
В 2021 году еще два вуза Донецкой Народной Республики включились в процесс интеграции в образовательное пространство Российской Федерации. Донецкий национальный технический университет заявил государственную аккредитацию по трем укрупненным группам. И в настоящее время Горловский институт иностранных языков практически приступает к сдаче документов в Рособрнадзор.
Получение вузами свидетельств государственной аккредитации образовательной деятельности в Российской Федерации дало нам возможность уже в течение двух лет выдавать дипломы Российской Федерации наряду с дипломами Донецкой Народной Республики.
Нами оказывается постоянная методическая помощь в установлении расширения межвузовских связей с российскими партнерами. За эти годы было заключено более 170 соглашений о научном и учебном сотрудничестве. Осуществляется обмен студентами, преподавателями с вузами Российской Федерации. Так, на 1 сентября 2020 года более тысячи студентов и более 500 преподавателей приняли участие в этом процессе. 1 423 человека из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования в Российской Федерации.
В процессе сотрудничества с органами системы образования Российской Федерации для системного мониторинга качества образования в вузах в Донецкой Народной Республике создана Республиканская служба по контролю и надзору в сфере образования. Среди важнейших задач, которые стоят перед этой службой, – прежде всего, осуществление госконтроля за системой высшего образования, выдача лицензий и аккредитаций, занесение в банк данных выданных документов об образовании в Донецкой Народной Республике.
Особо важным направлением развития системы высшего образования является научная деятельность высших учебных заведений. Консолидация научных кадров даст возможность развитию качественного конкурентоспособного образования, современных идей, направлений, научных проблем, разработке и развитию научного потенциала нашего общества.
Для решения поставленных задач на базе шести образовательных организаций высшего профессионального образования и четырех научных учреждений в Донецкой Народной Республике функционируют 26 диссертационных советов, в которых осуществляются защиты диссертаций по различным областям наук. Есть у нас диссертационные советы в техническом, медицинском, физико-математическом, экономическом, филологическом, историческом и педагогическом направлениях.
По состоянию на 15 января этого года в диссертационных советах Донецкой Народной Республики состоялось 389 защит диссертационных исследований: на соискание ученой степени доктора наук – 85, кандидата наук – 304. В 2020 году состоялось 85 защит диссертационных исследований, из них защитили ученые степени доктора наук 22 человека, кандидата наук – 63 человека.
По состоянию на 15 января 2021 года ученые степени присуждены 337 соискателям, из них 71 – доктора наук, 266 – кандидата наук. В 2020 году ученые степени присуждены 72 соискателям, из них доктор наук – 15 человек и кандидат наук – 57.
Ученые степени присуждались и нашим коллегам из других дружественных нам стран – Луганской Народной Республики, Южной Осетии и Российской Федерации.
В период с 2014 года по апрель 2020 года представители государственных организаций высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики приняли участие в 3 017 международных научных конференциях, семинарах, форумах, проводимых на территории Российской Федерации.
Нами проделана огромная работа по развитию высшего профессионального образования, отвечающая требованиям интеграционных процессов и современного состояния экономики, результаты которой послужат основой для дальнейшего экономического и социального развития Донецкой Народной Республики.
Денис Пушилин: Михаил Николаевич, данные, которые Вы приводите, действительно впечатляют. С одной стороны, это результат активной позиции министерства и Ваша личная заслуга. С другой стороны, у Вас бы ничего не получилось, если бы ректорский состав не занимал такую же ответственную позицию, с которой они подходят к решению вопросов, будь то аккредитация или другие учебные процессы, взаимоотношения. Поэтому здесь только слова благодарности. Но нам есть еще над чем работать. В частности, хотел бы вернуться к кадровому вопросу, потому что по ряду направлений у нас есть серьезные сложности.
Напомню, что в ходе селекторного совещания по вопросам развития промышленного сектора в ноябре прошлого года я давал поручение Правительству, Министерству промышленности и торговли, Министерству образования и науки разработать программу подготовки кадров на производственных площадях отраслевых предприятий Минпромторга с предоставлением лицензий Министерства образования и науки ДНР на образовательную деятельность. Это связано с тем, что промышленность остро нуждается в кадрах и есть желающие работать, но у них не хватает специальной подготовки. Ряд предприятий готовы переучить человека непосредственно на своей базе, причем за меньший срок, чем в учреждении образования, и нам надо идти навстречу этим людям. Здесь ничего нового нет. Во время Советского Союза это практиковалось с учетом того, что также была острая необходимость в переподготовке кадров.
Я ознакомился с ответом, который подготовило министерство – с перечнем предприятий и организаций, в том числе учреждений СПО и ВПО, которые имеют лицензии на переподготовку и повышение квалификации кадров. Сразу хочу отметить, что в этом перечне отсутствуют предприятия и учреждения, которые готовят нужных нам специалистов: электрослесарь строительный, паркетчик, маляр строительный, – а также отсутствуют 37 дефицитных специальностей в металлургической, машиностроительной, химической, легкой промышленности.
Тем не менее профильными министерствами проанализирована потребность кадрового состава дефицитных специальностей, а также составлен прогноз потребности в специалистах на ближайший период. По моей информации, в Министерство образования и науки направлены заявки на обучение и переобучение сотрудников предприятий в следующем учебном году.
Михаил Николаевич, учитывая острую нехватку в профессиональных кадрах на сегодняшний день, необходимо пересмотреть использование контрольных цифр приема на обучение по программам дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки, повышения квалификации) за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета.
В связи с этим поручение Правительству ДНР, Министерству образования и науки ДНР: на очередном заседании Межведомственной комиссии по вопросам формирования контрольных цифр приема рассмотреть вопрос об эффективности использования контрольных цифр приема в текущем учебном году учреждениями среднего и высшего профессионального образования и перераспределении, по возможности, контрольных цифр приема на подготовку профессиональных кадров дефицитных специальностей (профессий) за счет бюджетных средств.
Михаил Кушаков: Денис Владимирович, задача нам понятна, будем ее выполнять. В настоящее время мы собираем информацию от ведомств, в том числе и от Министерства промышленности и торговли, для формирования контрольных цифр приема. В частности, и по тем специальностям, о которых Вы говорили. Мы будет как раз по этим направлениям работать и давать большее количество бюджетных мест по тем специальностям, которые представляют наибольший интерес для развития нашего государства в экономической и социальной сфере.
Также будем изыскивать возможность по развитию новых специальностей, которых у нас нет, но которые необходимы для нашей Республики.
Денис Пушилин: Михаил Николаевич, есть еще вопросы. Ковид внес свои коррективы, связанные со сложностью очного образования студентов с территории Донецкой области, временно подконтрольной Украине. Но существует и дистанционное образование, и заочное. Какие Вы намерены предпринимать меры по привлечению данной категории студентов в ходе вступительной кампании в текущем году?
Михаил Кушаков: Денис Владимирович, если будет граница открыта, мы будем принимать их и очно, и заочно. Для них у нас есть программа, и мы будем в рамках этой программы работать. Если нет, то мы будем развивать такую форму обучения, как дистанционная. Мы будет обязательно делать все для того, чтобы наши соотечественники из бывшей Донецкой области смогли у нас учиться.
Денис Пушилин: Считаю целесообразным для студентов очной формы предусмотреть понятный механизм прохождения границы. Здесь попрошу Вас взаимодействовать с Межведомственным оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции и выработать механизм для студентов – очников и заочников. Мы должны предоставить возможность студентам с той территории, которые заинтересованы в обучении на русском языке согласно программам наших высших учебных заведений, получить образование. Займитесь этим вопросом.
Следующий вопрос нашего совещания касается организации и проведения Единого государственного экзамена на территории Донецкой Народной Республики в 2021 году. Наши выпускники из тех, кто желает и готов преодолеть ряд трудностей, каждый год выезжали на территорию России, чтобы сдать этот экзамен. Можем ли мы наконец говорить о том, что в этом году ситуация изменится и все желающие смогут сдать ЕГЭ дома, в Республике?
На этот вопрос попрошу ответить начальника Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки Волкову Любовь Николаевну. Вам слово!
Начальник Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки Любовь Волкова: Уважаемый Денис Владимирович! Уважаемый Михаил Николаевич! Уважаемые коллеги! Одним из ведущих ориентиров модернизации системы образования в Донецкой Народной Республике является интеграция в научно-образовательное пространство Российской Федерации. И логическим продолжением реализации комплекса мероприятий по осуществлению интеграции системы общего образования Республики в образовательное пространство России является участие выпускников школ Донецкой Народной Республики в Государственной итоговой аттестации Российской Федерации.
Единый государственный экзамен учащиеся ДНР, как уже отметил Денис Владимирович, сдают с 2016 года, выезжая на территорию Ростовской области. И только в этом году впервые Единый государственный экзамен будет проходить на территории Донецкой Народной Республики. Это стало возможным благодаря взаимодействию Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики и Ресобрнадзора с Министерством просвещения Российской Федерации, Рособрнадзором и Комитетом по образованию и науке Федерального собрания Государственной Думы Российской Федерации.
В данном направлении Министерство образования и науки ДНР и Республиканская служба по контролю и надзору в сфере образования и науки тесно сотрудничают с государственными органами РФ, которые занимаются проведением Единого государственного экзамена. Так как проведение ЕГЭ регламентировано нормативными правовыми актами Российской Федерации, то для нас все рекомендации российских государственных структур воспринимаются как прямое руководство к действию.
С целью организации и проведения Единого государственного экзамена на территории Донецкой Народной Республики Министерством образования и науки ДНР совместно с Республиканской службой по контролю и надзору в сфере образования и науки создана рабочая группа по организации и подготовке проведения ЕГЭ на территории ДНР в 2021 году. Рабочей группой был проведен ряд заседаний. Одной из важных тем стал вопрос технического оснащения пунктов проведения экзамена. Был проведен предварительный расчет финансирования, составлены примерные сметы расходов на организацию и проведение ЕГЭ, в том числе на техническое оснащение аудиторий, на системы видеонаблюдения, дооборудование пунктов проведения экзамена, организацию доставки экзаменационных материалов, обеспечение каналов связи и обучение сотрудников пунктов проведения экзамена, а также тех, кто задействован в организации работы этих пунктов.
В заседаниях рабочей группы принимали участие и главы городов, в которых расположены пункты проведения экзамена, а также представители заинтересованных министерств и ведомств, которые также задействованы в работе пунктов в соответствии с требованиями Российской Федерации.
Рабочей группой был разработан план мероприятий по организации и подготовке проведения Единого государственного экзамена по основным образовательным программам среднего общего образования на территории ДНР в 2021 году, в котором определены основные мероприятия, установлены сроки и ответственные.
Как отмечают российские коллеги – сотрудники Федерального центра тестирования Рособрнадзора, – готовится обновленный пакет нормативных правовых актов, регламентирующих проведение ЕГЭ в 2021 году. Поэтому, возможно, нам будет необходимо внести коррективы как в процедуру организации и проведения ЕГЭ, так и в оснащение пунктов проведения экзамена.
Министерством образования и науки ДНР был проведен предварительный мониторинг в образовательных организациях по сбору информации о желающих принять участие в Едином государственном экзамене Российской Федерации. Согласно предоставленной информации Рособрнадзор утвердил четыре пункта проведения ЕГЭ Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики. Это МОУ «Гимназия информационных технологий № 61 города Донецка», МОУ «Лицей № 2 “Престиж” города Макеевки», МОУ города Горловки «Лицей № 14 “Лидер”» и Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского.
Общеобразовательные организации до 18 января 2021 года предоставили заполненные формы заявлений участников ЕГЭ в Республиканскую службу по контролю и надзору в сфере образования и науки, а также сканкопии заявлений и документов, необходимых для регистрации на участие в ЕГЭ РФ. Ресобрнадзором были внесены данные участников ЕГЭ в электронную базу Российской Федерации. Произведено территориальное распределение участников по пунктам проведения экзамена, определено количество участников ЕГЭ по дисциплинам. Произведен предварительный расчет количества необходимых аудиторий с учетом соблюдения санитарных норм.
Выбор участников учебных предметов для сдачи Единого государственного экзамена выглядит следующим образом: русский язык – 499 человек, русская литература – 70 человек, математика – 252 чел человека, физика – 74 человека, химия – 59 человек, информатика и КТ – 51 человек, биология – 86 человек, история – 147 человек, география – 4 человека, английский язык (письменно) – 81 человек, английский язык (устно) – 69 человек, немецкий язык (письменно) – 1 человек, немецкий язык (устно) – 1 человек, обществознание – 163 человека, китайский язык (письменно) – 1 человек, китайский язык (устно) – 1 человек.
Самое большое количество сдает русский язык, т. к. он является обязательным. Мы распределили участников по пунктам проведения экзамена. В гимназии информационных технологий № 61 города Донецка русский язык будут сдавать 203 человека, в макеевском лицее № 2 «Престиж» – 139 человек, в лицее № 14 «Лидер» города Горловки – 57 человек и в Донецком национальном университете экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского – 100 человек.
Зарегистрирован один участник с ограниченными физическими возможностями, для которого, согласно методическим рекомендациям, необходима отдельная аудитория, что повлечет за собой дополнительные финансовые затраты.
Органам местного самоуправления необходимо разработать логистику подвоза участников ЕГЭ к пунктам проведения экзамена. Общеобразовательным организациям нужно будет предоставить сопровождающих, которые будут находиться рядом с местом проведения экзамена до его окончания и нести ответственность за жизнь и здоровье участников ЕГЭ.
Согласно порядку проведения ЕГЭ по основным образовательным программам среднего общего образования, все члены государственной экзаменационной комиссии, а также работники пунктов проведения экзамена (руководители пунктов, организаторы в аудиториях и вне аудиторий, технические специалисты, медицинский персонал) в обязательном порядке должны пройти обучение.
Обучение и сертификацию всех работников пунктов проведения экзамена и членов государственной экзаменационной комиссии осуществляет Федеральный центр тестирования. Для этого все работники пунктов в срок до 1 февраля 2021 года должны быть зарегистрированы на соответствующей платформе обучения. Ответственность за обучение и сертификацию лиц, привлекаемых к работе в пунктах проведения экзамена, несут руководители этих пунктов. В настоящий момент Федеральный центр тестирования совместно с Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики и Республиканской службой по контролю и надзору в сфере образования и науки рассматривает возможные варианты обучения работников пунктов проведения экзамена и членов государственной экзаменационной комиссии для получения российского сертификата.
На данный момент определено количество членов государственной экзаменационной комиссии – это 17 человек с учетом резерва.
При проведении Единого государственного экзамена будут задействованы общественные наблюдатели и средства массовой информации.
Кроме того, лица, принимающие участие в подготовке и проведении ЕГЭ на территории ДНР, также обучаются посредством участия в видеовебинарах, выезда в государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Ростовский областной центр обработки информации в сфере образования», федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр тестирования» Российской Федерации.
В прошедший четверг, 21 января, Федеральным центром тестирования в формате видеоконференции было проведено совещание для образовательных организаций за пределами России, в ходе которого были рассмотрены вопросы организации и проведения Единого государственного экзамена. С нашей стороны в совещании приняли участие представители Министерства образования и науки ДНР, Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки, руководители пунктов проведения ЕГЭ, лица, которые занимаются организационной подготовкой пунктов, руководители управлений и отделов образования тех городов, где эти пункты расположены.
В рамках организации и проведения ЕГЭ особое внимание уделяется подготовке самих пунктов проведения экзамена. Для нас это совершенно новое дело, в связи с чем необходимо досконально изучить нормативно-правовую базу, которая регламентирует работу пунктов и деятельность всех работников пункта. Это вопросы технического оснащения, кадрового обеспечения, к которым с российской стороны будут предъявляться высокие требования.
Денис Пушилин: Спасибо большое! Любовь Николаевна, все, что Вы рассказали, действительно интересно. Особенно для наших выпускников эта информация весьма ценная. У меня вопросы. Заявки уже все приняты? Желающие еще могут записаться?
Любовь Волкова: Нет, не могут. Заявки уже приняты, мы отправили их в базу.
Денис Пушилин: Вижу, с каким Вы трепетом относитесь к подготовке, уверен, что все получится. В этом году нам нужно стартовать и дальше набирать обороты.
Следующий вопрос нашей встречи не менее важный – государственная аккредитация наших вузов. Михаил Николаевич уже говорил, что у нас четыре вуза аккредитованы, сейчас еще два практически собрали документы и подали заявки. Какие дальнейшие планы, во-первых, с нашими организациями ВПО? Еще больше меня интересует: что с нашими учреждениями среднего профессионального образования?
Михаил Кушаков: Если вкратце, Денис Владимирович, на подходе у нас кроме двух вузов, которые уже включаются в процесс государственной аккредитации, есть еще два высших учебных заведения, которые в настоящее время готовят свои документы.
Если говорить об учреждениях СПО, то сегодня уже четыре из них подали документы, и мы сейчас ждем результатов. Кроме того, еще семь организаций среднего профессионального образования фактически готовятся к прохождению российской государственной аккредитации. Мы надеемся, что в этом году у нас больше 10 учреждений СПО пройдут аккредитацию в Российской Федерации.
Кроме того, в настоящее время две общеобразовательные организации, о которых сегодня говорили, – это 61-я школа (МОУ «Гимназия информационных технологий № 61 города Донецка» – прим. ред.) и макеевский лицей «Престиж» (МОУ «Лицей № 2 «Престиж» города Макеевки – прим. ред.) подготовили документы, идет их проверка. Они тоже пройдут российскую государственную аккредитацию. Я думаю, что мы справимся с этими задачами и будем только наращивать наши интеграционные процессы в российском направлении.
Денис Пушилин: Спасибо, Михаил Николаевич!
Теперь давайте послушаем ректоров вузов, которые уже прошли аккредитацию, а также ректора Донецкого национального технического университета. Пожалуйста, кратко расскажите, сколько аккредитовано групп, сколько направлений подготовки, что в ближайших планах. У кого есть положительный опыт – а он уже точно есть, – поделитесь им с коллегами. Начнем с ректора ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». Светлана Владимировна, Вам слово!
Ректор ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» Светлана Беспалова: В 2019 году Донецкий национальный университет начал прохождение государственной аккредитации в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, подтвердив полное соответствие содержания и качества образования обучающихся федеральным государственным стандартам Российской Федерации.
Такому результату предшествовала не только формальная документальная работа, но и содержательная перенастройка многих образовательных программ на факультетах под современные требования законодательства Российской Федерации, а также рынка труда и работодателей. Подготовка к аккредитации заняла у коллектива вуза почти год работы. В процессе аккредитации были затронуты практически все направления деятельности университета. Это результат огромной слаженной работы всего коллектива, факультетов, институтов, учебной части, научной части, кафедр, преподавателей. Серьезное развитие получила электронная, информационно-образовательная среда ДонНУ.
В 2019-2020 годах в Российской Федерации прошли государственную аккредитацию 12 укрупненных групп направления магистратуры и одна специальность. Это следующие направления: математика и механика, химия, наука о земле, биологические науки, информатика, вычислительная техника, образование и педагогические науки, физика, астрономия, психология, экономика управления, юриспруденция, языкознание, история – и специалитет по правовому обучению и национальной безопасности. Это соответствовало 75 % всех программ магистратуры и 14 % специалитета. В 2020 году 449 выпускников-магистров университета получили дипломы Российской Федерации, 129 из них – дипломы с отличием.
11 января этого года представлены полные пакеты документов в электронном виде по оставшимся 16 программам магистратуры и семи программам специалитета для прохождения государственной аккредитации в Российской Федерации. Это компьютерные информационные науки, информационная безопасность, физико-технические науки и технологии, управление в технических системах, нанотехнологии, политические науки, средства массовой информации, физическая культура и спорт, изобразительное искусство. По специалитету это химия, психология, языкознание и актерское искусство, вновь открытое направление сценическое искусство и литературное творчество.
Университет получил уведомление от Рособрнадзора о проведении с 25 января по 9 февраля процедуры аккредитации представленных магистерских программ и программ специалитета. После выдачи в феврале 2021 года приложения, «Свидетельства об аккредитации в Российской Федерации», все выпускники магистратуры и специалитета будут иметь российские дипломы.
Таким образом, в 2021 году планируется, что дипломы Российской Федерации получат 924 человека – 665 магистров, 259 специалистов. Из них планируется более 300 красных дипломов.
Успешное прохождение государственной аккредитации в Российской Федерации Донецким национальным университетом – свидетельство высокого уровня образования, научной деятельности вуза, результат многоплановой работы всего коллектива, а также патриотизма всех сотрудников и студентов университета. Благодарю за внимание!
Денис Пушилин: Спасибо большое, Светлана Владимировна!
Послушаем ректора Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Прошу Вас!
Ректор ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» Светлана Дрожжина: Уважаемый Денис Владимирович, Михаил Николаевич, коллеги! На сегодняшний день университетом пройдена государственная аккредитация в Российской Федерации по всем образовательным программам магистратуры и специалитета. В результате успешного прохождения и получения свидетельства в этом году получили российские дипломы 364 выпускника специалитета и магистратуры, из них 95 дипломов с отличием.
Сейчас все аккредитованные образовательные программы соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам «3++», и мы уже заканчиваем формирование первого тома для подачи документов на аккредитацию всех бакалаврских образовательных программ, соответствующих федеральным государственным образовательным программам «3++». Если все будет хорошо, то в конце этого учебного года российские дипломы получат выпускники и бакалавриата, и магистратуры, и специалитета.
На сегодняшний день мы подошли к аккредитации оставшихся 22 образовательных программ. Таким образом, будут аккредитованы все образовательные программы.
Денис Пушилин: Спасибо большое, Светлана Владимировна!
Далее о ситуации доложит Зайченко Николай Михайлович, ректор Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. Прошу Вас!
Ректор ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» Николай Зайченко: Добрый день, уважаемый Денис Владимирович, Михаил Николаевич, уважаемые коллеги! В 2019 году аккредитовано восемь программ по направлению подготовки строительства, в 2020 году – девять образовательных программ по другим направлениям подготовки. Таким образом, итогом 2020 года стала 100-процентная аккредитация всех магистрских программ, реализуемых в академии.
Государственная аккредитация образовательных программ в Российской Федерации позволила:
– увеличить контингент обучающихся. К примеру, в 2019 году поступило 1 415 студентов, в том числе 173 на условиях контракта. В 2020 году – 1 617 студентов, на условиях контракта – 560;
– увеличить контингент иностранных студентов. В 2018 году – 48, в 2019 – 62, в 2020 – 106 иностранных студентов;
– внедрить образовательные процессы в ремонт электронной информационно-образовательной среды организации – полностью автоматизированная система управления учебным процессом.
Аккредитация обеспечила результативную работу с российскими электронными библиотечными системами. Заключен договор на предоставление доступа к электронной библиотечной системе IPR BOOKS, которая содержит более 145 тысяч изданий, а также коллекцию специализированной литературы, включающую в себя тысячи наименований.
Безусловно, аккредитация позволила значительно повысить качество образования через специализированные системы менеджмента, проведения внутреннего аудита, самообследования основных процессов образовательной и научной деятельности. Увеличен процент трудоустройства выпускников. Сегодня заказ на трудоустройство выпускников магистратуры превышает на 20 % реальный выпуск.
В 2021 году по аккредитации Российской Федерации по требованиям федеральным государственным образовательным стандартам «3++» подготовлено девять образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Строительство». Ведется подготовка к аккредитации еще 10 образовательных программ бакалавриата для достижения 100-процентной аккредитации всех образовательных программ в ДонНАСА. Спасибо за внимание!
Денис Пушилин: Спасибо, Николай Михайлович!
Давайте теперь послушаем Аноприенко Александра Яковлевича, ректора Донецкого национального технического университета. Где Вы находитесь на сегодняшний момент и каковы успехи?
Ректор ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет» Александр Аноприенко: На сегодня у нас поданы документы в Росаккредагентство по первой волне. Это в общей сложности 25 образовательных программ по трем укрупненным группам. В первую очередь, это те группы, которые являются базовыми для нашего промышленного региона: машиностроение, технология материалов, металлургия, прикладная геология, горное дело, геодезия и так далее. В общей сложности эти программы охватывают более 500 студентов магистратуры и специалитета.
У нас уже готова вторая волна – это в общей сложности 28 программ по восьми укрупненным группам магистратуры. Это в основном наши новые направления подготовки. Имеются в виду компьютерные инновационные науки, информатика, вычислительная техника, электроника, радиотехника, приборостроение, электроэнергетика и так далее.
Мы рассчитываем к лету завершить и вторую волну, и на оставшееся полугодие этого года у нас остается семь укрупненных групп. Там у нас в основном небольшое количество студентов. В целом мы планируем к концу этого юбилейного для нас года завершить российскую аккредитацию.
Денис Пушилин: Спасибо, Александр Яковлевич. Желаю успехов в прохождении процедуры аккредитации!
Далее у нас на связи Игнатенко Григорий Анатольевич, ректор Донецкого национального медицинского университета имени Максима Горького. Медуниверситет прошел первым аккредитацию. Григорий Анатольевич, расскажите, какая работа предстоит в ближайшее время?
Ректор ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет имени Максима Горького» Григорий Игнатенко: Добрый день, уважаемый Денис Владимирович, Михаил Николаевич, уважаемые коллеги! После экспертизы в 2018 году Федеральной службой Российской Федерации по надзору в сфере образования и науки и подтверждения того, что обучение производится по образовательным программам, которые соответствуют федеральным государственным образовательным программам, мы прошли аккредитацию по всем направлениям деятельности нашего вуза, имеется в виду специалитет. Это укрупненные группы специальностей: клиническая медицина, лечебное дело, педиатрия, стоматология. В мае 2019 года – по остальным специальностям, а также по программам переподготовки кадров, повышения квалификации, последипломного образования (ординатура и клиническая медицина).
Получение сертификата Рособрнадзора позволило выдавать дипломы образца Российской Федерации в стенах нашего университета. В 2019 году нами было выдано 338 дипломов, из них 34 диплома с отличием, а в 2020 году – 434 диплома, из них 19 дипломов с отличием.
Для выполнения аккредитационных требований Российской Федерации администрацией университета по согласованию с Министерством образования и науки при большой помощи Правительства и Вас лично, Денис Владимирович, создается симуляционный центр, аналогичный таковым в российских организациях высшего медицинского образования. Создание симуляционного центра даст возможность упразднить интернатуру – год обучения на последипломном образовании – и раньше реализовать программу обеспечения кадрами, в которых так нуждается Республика. То есть планируется интернатуру, которой в Российской Федерации на сегодняшний день нет, вывести из образовательного последипломного образования – и на год раньше, после прохождения первичной аккредитации, врачи первичного звена приступят к работе.
В связи с предстоящей в 2024 году повторной переаккредитации в Российской Федерации, рабочей группой медицинского университета были разработаны проекты государственных образовательных стандартов нового поколения, аналогичные Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования в Российской Федерации «3++», по всем специальностям додипломного уровня подготовки.
Уже с 1 сентября 2020 года, после утверждения Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики, было начато внедрение указанных стандартов по специальности «Медико-профилактическое дело» и «Фармация». Проекты стандартов по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» сегодня переданы на экспертизу и согласование в соответствующие министерства.
Денис Пушилин: Спасибо большое, Григорий Анатольевич! Спасибо, коллеги! Работу надо продолжать и активизировать. Мы возвращаемся в научное и образовательное пространство России, чтобы добиваться новых побед и результатов.
Идем далее. По следующему вопросу у нас два докладчика: министр образования и науки Михаил Николаевич Кушаков и директор Департамента образования Министерства образования и науки Сергей Александрович Фоменко.
Уважаемые коллеги, я ознакомлен с особенностями целевого набора в вузы и порядком заключения договоров целевого обучения. Меня интересует практическая часть этого вопроса: как будет внедряться механизм целевого обучения в городах и районах Республики, то есть там, где это остро необходимо. И как на данный момент вы уже начали взаимодействовать с местными администрациями.
Михаил Кушаков: Да, Денис Владимирович, такая задача перед нами стоит, и мы уже приступили к ее реализации. Мы считаем, что целевое обучение даст возможность более рационально использовать возможности обучения тех кадров, которые необходимы на местах. В данной ситуации, как Вы уже говорили, это районы нашей Республики, где есть сложности с определенными кадрами. В частности, это и преподаватели, и врачи, и сотрудники администраций, предприятия коммунального, жилищно-строительного сектора.
Такая форма будет очень удобна, потому что по целевому наполнению направляет ребят, которые проживают в этой местности, и они потом возвращаются к себе домой. То есть им не надо решать социальные вопросы, которые в сегодняшних условиях очень сложные. Ну и, конечно же, целевая форма, будет использоваться в том числе и на предприятиях, которые нуждаются в определенных кадрах. А это предприятия сферы строительства, промышленности, металлургии.
Мы в настоящее время работаем с главами администраций по этому поводу, с заинтересованными ведомствами, министерствами. Нами подготовлена правовая база всего процесса целевого набора. Мы и дальше будем продолжать работу с местными администрациями, предприятиями с тем, чтобы решить эту задачу.
Целевая программа осуществляется в рамках, в том числе, контрольных цифр приема, то есть на основании тех заявок, которые дают заинтересованные структуры. Имеются в виду ведомства и администрации.
Денис Пушилин: Сергей Александрович, есть что добавить?
Директор Департамента образования Министерства образования и науки Сергей Фоменко: На данный момент приведена в соответствие с российским законодательством наша нормативно-правовая база, определен порядок заключения контрактов, порядок установления квоты и типовая форма договора. Во все администрации разослана заявка на предоставление необходимого количества для желающих поступать в рамках целевого набора, а дальше будет проходить распределение квоты в зависимости от экономической необходимости нашей Республики. Сейчас мы еще пытаемся проработать нормативную законодательную базу для того, чтобы знать возможность увеличения квоты по целевому набору.
Денис Пушилин: По НПА все в соответствии или нужны дополнения?
Сергей Фоменко: Нужно будет вносить некоторые изменения, мы над этим работаем.
Денис Пушилин: Хорошо. Спасибо.
У меня вопрос к ректору Донецкого национального медицинского университета имени Горького. Григорий Анатольевич, расскажите об организации целевого обучения в вашем университете. В этом году у вас будут выпускники, которые были набраны в 2015 году на целевую форму обучения. В каких городах и районах Республики их с нетерпением ждут?
Григорий Игнатенко: К сожалению, количество выпускников небольшое. Их 11 человек, Денис Владимирович.
Денис Пушилин: В конце концов, это был 2015 год.
Григорий Игнатенко: Это Старобешевский район, другие районы, где востребованы специалисты акушер-гинеколог и анестезиолог.
Интересно видение молодых сотрудников. Говорили, что в 2015 году они хотели быть одними специалистами, а сейчас пересмотрели, захотелось другого профиля, но местные администрации, безусловно, идут навстречу. Главное, что эти специалисты возвращаются туда, откуда они приехали, где им дали направление.
По большому счету, в медицине, я думаю, что за целевым набором будущее. Только таким образом мы можем ликвидировать дефицит кадров, который есть на сегодняшний день. И в приоритете должны быть как раз отдаленные районы. Не целевое место в Донецке или Макеевке, а те районы, которые остро нуждаются в специалистах.
На сегодняшний день студенты медицинского университета работают в Снежном, в Иловайске. Уже практически полтора года. И педиатры, и терапевты. Другими словами, необходимо сегодня думать о том, чтобы целевой набор, целевое обучение было гарантировано. И как раз нормативные правовые акты о целевом наборе, целевом обучении, постановления Правительства являются наиболее верным шагом.
У нас в этом году состоялся целевой набор, мы набрали больше 120 человек, хотя целевых мест было 140, подано заявлений 168, но вместе с тем и для «целевиков» должен проводиться конкурс. Это не значит, что, если есть целевое направление, он уже является студентом. Нет, конечно. Безусловно, на конкурсной основе проходной балл будет ниже, но вместе с тем он выдерживает конкурс.
Очень важно, чтобы студент, который обучается на целевом наборе, заключил контракт. Для того чтобы на местах главы администраций районов, городов, главные врачи, если уже направили этого специалиста, то не просто так ожидают шесть лет, пока он вернется. Должны быть различные формы материального стимулирования: и стипендии, и дополнительные меры поощрения. И если мы воспитываем и по-настоящему ожидаем специалиста, необходимо, чтобы по окончании сессии студент показал главному врачу зачетную книжку и какой-то еще вкладыш. И чтобы главный врач подписал и увидел, как обучается этот студент.
С одной стороны, целевой набор обязывает человека, который становится студентом, если вдруг в силу каких-то обстоятельств он, скажем, закончил университет и не может работать врачом. И если это произошло по необъективным причинам, безусловно, он обязан выплатить государству те деньги, которые были заплачены за годы его обучения. Это абсолютно правильно. Или, скажем, отучился два года и за неуспеваемость отчислен. Вот поэтому здесь и конкурс должен быть, и ответственность. И договор должен заключаться, и, я считаю, что четыре стороны должны нести ответственность: прежде всего, руководитель, главный врач, который направляет студента на целевое обучение, Министерство здравоохранения, ректор Медицинского университета и тот обучающийся, который принимает эту форму.
Думаю, то, что в этом году мы набрали целевой набор, перекроет острейший дефицит. В Российской Федерации на сегодняшний день Владимир Владимирович Путин при обращении к Федеральному Собранию определил цифры целевого набора на лечебные специальности – 70 %, а на педиатрические – 75 %. Человек закончил целевое обучение, и он три года обязан отработать. В противном случае выплачивай деньги и иди по своему маршруту.
Денис Пушилин: Спасибо, Григорий Анатольевич! В целом Вас здесь можно только поддержать: абсолютно здравый подход исходя из нашей нынешней ситуации и того опыта, который Вы за эти годы уже наработали – с учетом приема по целевому принципу. Двигаемся в этом направлении!
Михаил Николаевич, главная задача Министерства образования и науки на сегодняшний день – урегулировать вопрос обеспеченности кадрами городов и районов Республики. Эту задачу нужно было решать еще вчера.
Уважаемые коллеги! Хочу вас поблагодарить за усилия, которые вы прикладываете, чтобы эффективно выполнять все поставленные задачи. За внедрение новых методов и форм для достижения результата в кратчайшие сроки. Это необходимость, вызванная временем и условиями, в которых мы живем.
Переход на российские стандарты, сотрудничество в научной и образовательной сферах, подготовка кадров, в которых остро нуждается наша страна, поддержка молодых специалистов и содействие росту их профессиональной компетенции – это по-прежнему наши приоритеты. Это те тактические шаги, которые составляют основу стратегического развития Республики.
Многие из вас принимали участие в разработке положений доктрины «Русский Донбасс». Она прошла широкое обсуждение среди общественности и получила всестороннюю поддержку. Это задокументированные идеологические постулаты нашего пути. Фундамент развития. Сфера образования и науки Республики обладает всеми инструментами, чтобы дать практическое осмысление теоретическим выкладкам. Это та актуальная задача, которая стоит перед вами.
Работаем!