Многие владельцы земельных участков сталкивались с ситуацией, когда для подведения коммуникаций необходимо затронуть соседний участок, или муниципальные службы для проведения работ просят предоставить доступ к участку. Защитить свои права поможет установление сервитута. О том, что такое сервитут, каковы его правовые основы и порядок установления рассказала заместитель руководителя Управления Росреестра по ДНР Юлия Трищенко.
«Сервитут – это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Сервитут является вещным правом, а также выступает в качестве обременения земли, однако не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения.
Существует два вида сервитута: публичный сервитут и сервитут. Публичный сервитут устанавливается в интересах государства, муниципалитета или местного населения без изъятия земельных участков. Например, если попасть к водоему общественного пользования и его береговой полосе, к роднику или иному социально значимому объекту можно только через ваш участок, он может быть обременен правом прохода или проезда к этим объектам.
Сервитут устанавливается в интересах конкретных лиц. Например, если проход на ваш участок возможен только через участок соседа. Или, если для подведения коммуникаций к вашему участку, необходимо перекопать соседний участок, с соседом нужно заключить соглашение о сервитуте», – прокомментировала Юлия Трищенко.
При этом заместитель руководителя Управления Росреестра по ДНР отметила, что сервитут и публичный сервитут имеют разную правовую природу.
«Сервитут как вещное право, а также как ограничение прав и обременение недвижимого имущества, подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестре прав на недвижимость Единого государственного реестра недвижимости.
При установлении публичного сервитута определяются границы его действия, включая ограничения по использованию земельных участков, находящихся в таких границах; сведения о границах публичного сервитута вносятся в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости. При внесении сведений о публичном сервитуте в реестре границ Единого государственного реестра недвижимости указывается, в том числе, цель и сроки публичного сервитута, а в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке указывается, что он полностью или частично расположен в границах публичного сервитута», – сказала она.
Публичный сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.
«Необходимо отметить, что порядок установления публичного сервитута в целях, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации и не указанных в статье 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, федеральным законодательством не определен. Речь идет об установлении публичного сервитута для:
— прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
— размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
— проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;
— забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
— прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
— сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
— использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства).
В отсутствие порядка установления публичного сервитута в целях, указанных в пункте 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации и не указанных в статье 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, на федеральном уровне, порядок и условия установления публичного сервитута в указанных случаях могут быть установлены нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации», – сообщила заместитель руководителя.
Публичный сервитут устанавливается на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Интересно, что согласие правообладателей земельных участков для принятия решения об установлении публичного сервитута не требуется. Вместе с тем, решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в судебном порядке.